#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Производственная инициатива по увеличению пропускной способности ВСС-1 практически финишировала, инициатива по строительству подземных дорог с помощью геоматов только стартует.
ВСС-1 (вспомогательный скиповой ствол №1) «Скалистого» считался «узким местом» производственной цепочки, но с перспективой увеличения объема подъема руды на-гора. Авторская группа работников рудника придумала, как расширить «узкое место», взяв за идею разработку – одну из призеров прошедшей в минувшем году Международной недели производительности – IPWeek. Сегодня все изложенное в презентации – реальность. Модернизация пневмосистемы, не имеющая аналогов в Заполярном филиале «Норникеля», позволила увеличить число подъемов скипов за смену с 25–26 до 28 в час. Уменьшение веса самих скипов увеличило их полезный объем с шести до семи кубов.
Попав на отметку +15,6 ствола ВСС-1, через окошко можно увидеть, как модернизированные скипы поднимают наверх богатую руду «Скалистого» – гораздо больше, чем раньше.
«В 2018 году руководитель предприятия поставил задачу повысить производительность скипового подъемного комплекса ствола ВСС-1 к 2021году, – рассказал заместитель главного механика рудника «Скалистый» Алексей Никонов. – Суть производственной инициативы заключается в увеличении массы груза, поднимаемого скипами, за счет облегчения его конструкции и увеличения объема. Достигается это путем замены материала за футеровочным пространством с резины на сверхмолекулярный полиэтилен, а также замены материала определенных футеровочных плит скипа».
Увеличение производительности подъемной установки дает возможность нарастить объемы производства. В настоящее время в Заполярном филиале пока нет аналогов подобных мероприятий, подчеркивает Алексей Никонов. «Скалистый» тем самым поддерживает свой статус передового рудника. Модернизации скипов предшествовала серьезная подготовка.
«На заключение договоров, проектирование, изготовление и поставку оборудования, проведение необходимых экспертиз промышленной безопасности ушло около полутора лет, – рассказывает спикер. – Этот процесс небыстрый, ведь все новое оборудование должно соответствовать требованиям федеральных норм, пройти сертификацию и только после этого может быть допущено к установке и эксплуатации. На выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ потребовалось 11 суток. Проект полностью реализован, но уже сейчас по полученным данным в процессе эксплуатации мы понимаем, какие шаги нужно сделать на пути к совершенствованию данной технологии».
Работа с заводом-изготовителем и с шеф-монтажной организацией не останавливается, прорабатываются новые формы футеровочных пластин и способы их крепления на скип.
Увеличение грузоподъемности скипов в апреле этого года стало вторым этапом в завершении модернизации скипового подъема. Первый касался усовершенствования пневмосистемы.
«Я был одним из соавторов этой инициативы, – рассказал специалист бюро по повышению эффективности производства рудника «Скалистый» Евгений Бунас. – Заключается она в том, чтобы увечить скорость пневмосистемы. Мы посмотрели все пневмолинии, пневмоцилиндры и поняли, что можем увеличить скорость открытия-закрытия затвора шибера скипа, сэкономив на этом две-три секунды. И у нас лучше стал открываться затвор шибера на скипе и быстрее отгружаться порода, соответственно, увеличивается разгрузка скипа и количество подъемов. Раньше получалось в среднем делать 25–26 подъемов в час, а сейчас до 28. То есть увеличивается производительность подъема горной массы».
Метаморфозы при модернизации скипового подъема ВСС-1 претерпели и шкивы подъемной машины. Поднявшись на отметку +45,0, можно увидеть эти усовершенствованные «колеса», доведенные до ума механиками «Скалистого» в содружестве с учеными производственниками Солигорского института проблем ресурсосбережения. Старые шкивы весили 6800 тонн, новые – 10 600 тонн, конструкция у них надежнее, увеличение объемов и выросшая интенсивность подъемов руды на-гора им по плечу.
Если производственная инициатива по увеличению пропускной способности ВСС-1 практически финишировала, то другая инициатива – по строительству подземных дорог с помощью геоматов – только стартует.
Геоматы из переработанной резины используют для строительства быстровозводимых дорог. Такая трасса износостойкая, быстро демонтируется, за одни сутки можно построить полтора-два километра пути. На «Скалистом» решили, что подземная геодорога может отлично послужить и горнякам, принеся значительный экономический эффект.
Авторы этой идеи – заместитель главного инженера по буровзрывным работам «Скалистого» Григорий Иванов, главный инженер шахты рудника Виктор Тимофеев и специалист рудничного бюро по повышению эффективности производства Евгений Бунас.
Старший группы Григорий Иванов сопровождает журналистов к одному из участков большого пути руды наверх. Именно здесь, на транспортном горизонте минус 800 метров, планируется построить первые 200 метров геодороги.
По подземной трассе с завидной периодичностью проходят тяжелые, груженные богатой рудой длинные и низкие шахтные самосвалы. Везут руду Северной второй залежи. Путь от люковой камеры до рудоспуска хоть и недлинный, но ходок много, каждая – это 80–85 тонн руды, и трасса требует постоянных ремонтов. Да и не только трасса.
Подземные дороги, действительно, очень ухабистые, каменистые, разрушает их и водоприток. Использование геоматов позволит решить множество проблем, поясняет Григорий Иванов:
«У нас вся самосвальная откатка требует больших трудозатрат для содержания-поддержания трассы. Внедрение данной инициативы позволит снизить эти затраты, увеличить скорость движения самосвалов и число ходок, сократить расход колес, затраты на техобслуживание. Площадь самого мата позволит распределять нагрузку на трассу. Соответственно, мы уходим от таких проблем, как набивание колеи: нагрузка будет распространяться равномерно и не будет продавливания покрытия, привоз руды будет больше. Если опытно-промышленные испытания пройдут успешно, я считаю, надо полностью всю самосвальную откатку уложить этими матами».
Вся самосвальная откатка – это порядка пяти километров. Геоматов понадобится немало, поэтому Григорий Иванов обеими руками за строительство вблизи Норильска завода по переработке «бэушной» резины:
«Водители личных автомобилей меняют ее ежегодно, на каждом руднике используется самоходная техника на пневмоходу: ШАС, ПСМ, ПДМ, СБУ… Это габаритные шины, у которых определенный эксплуатационный износ. Сырья хватит. Глубокая переработка резины, пластика, чего в НПР очень много, – это и экологичность, и польза для производства. В нашем случае нужен стандартный мат 4,5 на 1,5 метра, толщиной 15 сантиметров с нагрузкой до 150 тонн, изготовленный из резиновой крошки с добавлением композитных материалов, прессованной под большим давлением и температурой».
Своего завода по переработке резины в НПР нет, поэтому опытно-промышленные испытания планируют провести, закупив полотно на материке.
«Отправлены письма трем производителям, ждем ответа, – заключает Григорий Иванов. – На откаточном горизонте застелют кусок трассы, посмотрят, какой износ, и примут решение».
Начиная с 2018 года по программе повышения эффективности на «Скалистом» внедрено 1224 инициативы, из них 570 без экономического эффекта, 39 – с потенциальным экономическим эффектом, 14 – приняты к реализации. В числе известных производственных инициатив рудника – размещение породы в отработанном пространстве в качестве сухой закладки, замена старого шахтного электровоза К-14 на более эффективный Ferrit, замена модулей самоходной буровой установки с длиной штанги 3,9 на 5 метров с целью снижения количества буровзрывных циклов, оптимизация времени на заправку и перегон погрузочно-доставочных машин. По числу поданных инициатив рудник «Скалистый» на восьмом месте среди 14 подразделений Заполярного филиала.
Ранее мы писали об электровозах Ferrit, делающих эффективной откатку руды на рудниках НПР, и о проектной команде «Скалистого», занявшей призовое место на IPWeek-2020.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.