#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Накануне в Дудинке прошли праздничные мероприятия в честь юбилея Таймыра. Собственно сам полуостров и лежащие южнее территории, на которых расположились Дудинка и Норильск, существуют целую вечность. 90 лет отмечает Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район.
Изначально его называли национальным округом, но это лишь небольшая вариация в названии административно-территориальной единицы России. Понятно, почему в названии значатся только долганы и ненцы. Они самые многочисленные из малочисленных. Согласно последней Всероссийской переписи населения долган на Таймыре более пяти тысяч человек, ненцев – почти 3,5 тысячи, а вот нганасан – 747, эвенков – 266, энцев – всего 204 (еще и потому, что в советские времена паспортисты, не разбираясь, ставили многим энцам в паспортах отметку «ненец»).
Нганасан называют потомками неолитических охотников на северного оленя, они самые древние представители коренных народов Таймыра, живут на этих землях тысячи лет. И конечно же, нганасаны, проживающие в Норильске, в день празднования 90-летия Таймыра отправились в очередной аргиш-путешествие – по маршруту Норильск – Дудинка. Получился мотоаргиш: представители общины «Ня танса» погрузили важенку Аякли, ставшую их звездным талисманом, в «Соболь» и, составив ей дружескую компанию, прибыли в столицу Таймыра, где начало разворачиваться празднество. Пусть и усеченное из-за пандемии, но празднество. Почти минус 40 градусов тоже не стали препятствием для привыкших к морозам северян.
«…Дымятся трубы гостеприимных чумов во тьме полярной ночи. Над Енисеем розовеет нечто похожее на закат солнца, настоящее появится только в середине января. Холодно, потому что даже маленький ветерок в минус 37 добавляет экстрима. Такой картиной встретила Дудинка. Но рядом с земляками никакой мороз не страшен, – рассказывает председатель общины «Ня танса» Валерия Болгова, – от холода защищали не только одежда и обувь, сшитые из традиционных материалов, но и эмоциональный подъем. Ведь ехали поздравить своих земляков».
«Мы не замечали мороза, как и все, просто радовались празднику. В любой чум зайти – тебя встретят радушно, угостят всем, что есть. А было много чего: и уха горячая, и рыбные котлеты, лепешки, сугудай, оленья печень, бутугаз – долганский олений суп, после него и чая не надо, но горячий чай тоже был», – поделилась Валерия.
Гости из Норильска заглянули, конечно, не во все пять чумов, а в один – общины «Мукустур», где их встретили очень душевно. Во все остальные их тоже активно приглашали, но требовала присмотра Аякли, которая вызвала всеобщий ажиотаж. Нужно было находиться рядом с важенкой на улице, так как не было отбоя от желающих сфотографироваться рядом с настоящим оленем.
«Мы обязательно бываем на всех праздниках. У нас нет деления – Норильск, Дудинка, мы живем одной большой семьей, – рассказывает председатель общины «Ня танса» (название которой так и переводится – «большая семья»). – На 90-летии из-за пандемии, конечно, был скромный масштаб. Пришло не так много народу. И концерт очень быстро прошел. «Хэйро» показал один или два номера, и ансамбль «Таймыр». Детский дом «Ромашка» был, они с нами всегда фотографируются, их приводит одна из воспитателей, Галина Трифоновна Жаркова, она долганка».
Представители общины увиделись со своими старейшинами, проживающими в Дудинке: мастерицей Светланой Сыгаковной Аксеновой, поэтессой Зоей Дебуптеевной Арепьевой, дочерью известного богатого оленевода из авамской тундры Татьяной Танделюевной Кузенко.
«Для нас это в первую очередь даже не праздник, а повод друг друга увидеть, – поясняет Валерия Болгова. – А то в период пандемии немного расклеились, боимся этой заразы, многие переболели. А кто-то просто был на работе: праздник начался в 16 часов».
Олень на празднике присутствовал в единственном числе и стал его главным украшением. Ребятишки радостно обступили важенку, рога которой были обвиты блестящей гирляндой. Аякли начала привыкать к роли звезды, ей нравится внимание, рассказала Валерия. А таким живым талисманом община обзавелась по простой причине:
«Это зов предков, олень всегда был рядом. Мы люди оленные. Олень – это и транспорт, и еда, и одежда, и жилище».
Поздравление «Ня танса» не было вписано в праздничный сценарий, но, конечно же, глава Дудинки не возразил, когда нганасанка из Норильска попросила две минуты на небольшой «спич» со сцены – поздравила Таймыр с праздником от лица общины. Валерия, одетая в меховой комбинезон из оленьей шкуры, также высказала свои пожелания, когда ее пригласили украсить сюжет краевого телевидения:
« Мы хотим, чтобы наша малая родина всегда процветала. Чтобы наша молодежь всегда была при рабочих местах, чтобы нефтяные компании, которые сюда приходят, оставляли школы, сады, культурные учреждения во всех поселениях Таймыра».
Представители «Ня танса» вместе со всеми участниками праздника прошли хороводом вокруг традиционного огня дружбы – символа единства большой семьи всех пяти таймырских этносов. Пока он не сгорел, вокруг него грелись дети. Костер, огонь, очаг в чуме, тепло – на Севере это еще и символ жизни. Праздник завершил красочный фейерверк, а нганасаны из Норильска и Дудинки оставили себе на память о нем свой собственный видеосюжет, громко прокричав в объектив чьего-то мобильника: «Таймыр, удачи, богатства, процветания!»