Старт форуму социальных технологий «Город – это мы!» был дан в большом зале Дворца культуры. Послушать приглашенных экспертов пришли неравнодушные норильчане, заинтересованные в развитии и благоустройстве своего города.
С приветственной речью на открытии форума выступила заместитель главы Норильска по социальной политике Наталья Коростелева.
«Я уверена, что будет огромная польза от проведенного вместе времени, от новых проектов, которые сегодня возникнут, – обратилась к собравшимся Наталья Коростелева. – Я очень люблю Норильск! И верю, что участники форума сделают все для того, чтобы каждому человеку жилось в нашем городе комфортнее и интереснее».
На разговор о развитии Норильска и в общем прилегающей территории во Дворце культуры собрались уже в шестой раз. От предыдущих пяти этот форум имеет несколько отличий.
«У нас идет концентрация вокруг трех точек: «Люди. Идеи. Места». Второе – очень больше количество местных экспертов, которые имеют большой опыт в реализации проектов на территории присутствия компании. Третье – работа форума построена по трекам, а не по площадкам, как раньше. В-четвертых, у нас есть два ярких хедлайнера, это впервые в истории форума, когда у нас эксперт из Канады», – отметил заместитель директора департамента социальной политики «Норникеля» Игорь Сухотин.
Речь о канадском урбанисте и эксперте по преобразованию парковых зон и городских улиц Гильермо Пеньялоса. Накануне он выступил в Агентстве развития Норильска. Его идея заключается в том, чтобы сделать город комфортным как для детей, так и для пожилых людей. Сейчас же в основном городские агломерации рассчитаны для людей среднего возраста, начиная от 30 лет.
«Есть несколько составляющих в организации городов. Это строительство парков и скверов. Развитие мобильности – важно, чтобы в городе были не только дороги для автомобилей, но и дорожки для велосипедистов и тротуары для пешеходов. При этом все должно быть безопасно, скорость авто можно ограничить до 30 километров в час, – рассказал Гильермо. – Необходимо учитывать интересы незащищенных групп населения, например инвалидов, малоимущих, пожилых людей, детей».
Лекция канадского урбаниста заняла почти 40 минут. На протяжении всего времени норильчане с интересом слушали речь Гильермо. Как такового языкового барьера не было: те, кто не знал английский, воспользовались наушниками для синхронного перевода. И все, что пытался донести до людей приглашенный эксперт, было услышано и понято. А вот основателю и генеральному директору RussiaDiscovery Вадиму Мамонтову перевод не требовался. С присутствовавшими в зале его роднил не только язык – в Норильске спикер был уже порядка десяти раз. Ему знаком не только наш город, но и природа Таймыра. Свою лекцию он начал с общих данных о туристической промышленности.
«Туризм – это большая индустрия. Примерно 1,6 триллиона долларов в год составляет экспорт туристических услуг, то, что продается иностранцам. Туризм находится на третьем месте после автопрома и химической промышленности, – говорит Вадим. – И Россия от этого не отстает. Наша страна богата природными возможностями, у нас хороший потенциал для экологического туризма».
В Норильске эта тема сейчас тоже актуальна, на нашей территории находится сразу три заповедника: «Большой Арктический», «Таймырский» и «Путоранский». В августе прошлого года в заполярном городе побывали представители европейских туроператоров. Уже в 2020-м на плато Путорана отправятся первые иностранные туристические группы.
«У территории Таймыра большой потенциал. Горы, базальтовые скалы, реки, озера – здесь очень хороший комплекс. Но самое яркое пятно в этом – водопады, – говорит Вадим Мамонтов. – Для туризма хорош период с начала июня и до сентября. Но уверен, что с помощью снегоходов его можно расширить. Еще здесь можно организовать гастрономический туризм, кухня коренных народов Севера может удивлять».
Над проблемой логистики – туристам придется ехать далеко и за дорого – сейчас работают. Но, по словам Вадима Мамонтова, это не единственная сложность: еще тяжело найти хорошего гида, который бы отлично знал территорию и владел иностранным языком, причем не только английским. Например, французские и немецкие компании просят сопровождения для своих туристов на родном языке. Есть вероятность, что в будущем появится специальная школа гидов, где будут обучать таких специалистов.