#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Механизм северного завоза коренным образом изменится в ходе реализации единого плана федеральной стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) до 2035 года. От этом сообщает ТАСС, опросивший специалистов и представителей власти Якутии.
Стратегия развития АЗРФ до 2035 года была утверждена президентом РФ в октябре 2020 года. Она предусматривает повышение уровня жизни и качества жизнеобеспечения жителей Арктики. В числе прочего стратегия включает реформирование системы северного завоза. Законопроект, регулирующий северный завоз, планируется внести в Госдуму в феврале 2023 года.
По мнению председателя постоянного комитета парламента Якутии по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елены Голомаревой, в ходе реализации стратегии будут усовершенствованы система завоза и качество доставляемых товаров.
Как считает министр по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Владимир Черноградский, основное условие реализации большинства проектов в Арктической зоне – развитие Северного морского пути, его береговой инфраструктуры.
Заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета по аналитической и экспертной деятельности, член общественного совета АЗРФ Александр Кугаевский вспоминает, что до распада СССР государство контролировало планирование, подготовку, накопление и продвижение материальных ресурсов и товаров в отдаленные районы Севера.
«Планирование поставок начиналось в ноябре предшествующего года, с января уже официально открывалась отгрузка ресурсов и товаров в адрес северных районов. Организация включала подготовку всех видов транспорта, путей сообщений и складского хозяйства, их четкое взаимодействие в процессе завоза грузов. С началом навигационного периода на северных реках и морских участках все грузопотоки по строго определенному графику начинали продвижение в глубинные районы Севера», – цитирует Кугаевского агентство.
Эта система обеспечивала не только доставку грузов в полном объеме и в срок, но и ценовую доступность доставляемых товаров.
«В современных условиях нам прежде всего надо выработать официальную государственную политику гарантированного обеспечения населения жизненно важными продуктами питания и медикаментами в районах Российской Федерации с ограниченными сроками завоза. Суть политики – определить принципы обеспечения качества жизни на Севере и в Арктической зоне РФ», – считает ученый.
Кугаевский считает, что необходимо разработать концепцию организации и государственной поддержки гарантированного обеспечения жизненно важными продуктами питания и медикаментами населения отдаленных северных территорий. Эти документы должны стать основой специального федерального закона.
Ранее глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков заявлял, что главной целью законопроекта о северном завозе должно стать обеспечение безопасности жизни и здоровья, повышение качества жизни населения Арктической зоны, формирование целостной системы мер господдержки для участников завоза. Предлагается законодательно закрепить положение о федеральной системе мониторинга северного завоза, которая будет контролировать логистику, финансовое обеспечение мероприятий и обеспечение территорий необходимыми ресурсами и товарами. Закон также должен закрепить распределение задач и обязанностей по организации завоза между всеми уровнями власти, правовой статус всех участников процесса.
В нем должен быть зафиксирован порядок закупок, перевозок, хранения, обработки товаров и их последующей реализации по доступным ценам.
Отметим, арктические суда «Норникеля» ежегодно перевозят по Северному морскому пути более полутора миллионов тонн грузов.
Ранее «Северный город» рассказывал, что «Читать Таймыр» норильские краеведы будут с Фондом президентских грантов.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.