Историк архитектуры провела экскурсию для норильчан по улице Севастопольской. За 20 минут горожане смогли вернуться в прошлое, когда на месте вечного огня еще стояли жилые дома, а по самой улице водили заключенных.
Перед тем как отправиться в путешествие во времени, гости PolArt-резиденции попали на день рождения улицы Севастопольской (этот праздник отметили один раз в 1979 году). В то же время, по словам Татьяны Эфрусси, стол был накрыт и для поминок по той самой улице. Во время своего исследования историк архитектуры пришла к выводу, что «той Севастопольской, о которой жалеют и помнят, сегодня уже нет». Остались лишь воспоминания. И балясина (точеный столбик перил), которая раньше украшала один из балконов уже разрушенных домов.
Теперь история становления и разрушения Севастопольской уместилась в семиминутное слайд-шоу. Архивные кадры транслировались на протяжении всей презентации на Богдана Хмельницкого, 1. Кроме этого, о прошлом посетителям резиденции напомнила и картина Тимофея Сивухина 1951 года «Строительство нового города». Пока одни гости погружались в воспоминания за накрытым столом, другие отправились на экскурсию по «Улице нашей памяти». С легкой подачи Татьяны Эфрусси обычный микроавтобус превратился в «машину времени». Для полного погружения в салоне выключили свет.
«Сейчас мы с вами заедем во двор между домами №2 и 4. Дом №2 – один из немногих домов, которые остались от застройки 40-х годов, – рассказывает Татьяна Эфрусси участникам экскурсии. – Когда встал вопрос о сносе Севастопольской, многие жители и архитекторы выступили против, говоря о том, что эта улица самая любимая, самая оживленная, самая уютная в городе… Ничего из предложений о сохранении улицы не было реализовано. В течение 90-х годов старые здания Севастопольской были снесены, и на их месте возникла разрозненная точечная застройка».
Исторические факты об улице плавно перетекали в воспоминания горожан. В такие моменты экскурсовод переходила на шепот:
«Севастопольская первой встречала рассвет. Утреннее солнце поднималось прямо посередине между ее домами». «Это была единственная улица, на домах которой ласточки вили гнезда».
Теперь немалую часть улицы занимает мемориальный комплекс. А раньше на этом месте были жилые дома, которые возводили заключенные Норильлага.
«Эту улицу строили заключенные. Она была обнесена колючей проволокой с вышками. Мы, ребятишки, обменивали у заключенных хлеб на разные игрушки. Был случай, когда мы бросили хлеб, но кусок ударился об проволоку и упал. Один заключенный полез взять его, но с вышки его убили. Мы с криком разбежались кто куда…», – зачитывает экскурсовод воспоминания норильчан, собранные ею в ходе трехнедельной работы.
Улицу Севастопольскую и город в целом проектировали при участии известных советских архитекторов армянского происхождения Микаэла Мазманяна и Геворга Кочара. По словам приглашенной художницы, споры о том, кому принадлежит авторство тех или иных сооружений, до сих пор не утихают. Ведь под проектами архитекторов-заключенных могли ставить подписи вольнонаемные архитекторы, например, Витольд Непокойчицкий и его жена Лидия Миненко. Свою экскурсию Татьяна Эфрусси завершила воспоминаниями норильчанки, которая в 1955 году вместе с мамой приехала в Норильск вслед за отцом, репрессированным по национальному признаку.
«Отец мне однажды сказал: «Дочка, я ни в чем не виноват. Вырастишь, сама поймешь…» – Я никого ни в чем не виню. Ни Ленина, ни Сталина. Я очень благодарна Норильску!»
Поездка на «машине времени» заняла около 20 минут. Желающих попасть на ту самую Севастопольскую набралось на три группы.
«Экскурсия очень понравилась, необычный формат. От услышанного я даже испытала потрясение, – отмечает участница экскурсии Оксана. – Грустно, что мы, коренные норильчане, многого не знаем о нашем городе».
По словам Татьяны, все, что она задумывала, получилось. Правда «задумка» много раз трансформировалась и менялась.
«Сначала я думала только о выставке-инсталляции (то, что в итоге и было в выставочном зале параллельно застолью), затем – о пешей прогулке-экскурсии. Но тут вмешался погодный фактор: когда я собралась репетировать, начались холода, и пришлось срочно передумать», – рассказывает Татьяна Эфрусси.
Напомним, грантовая программа PolArt-резиденции реализуется второй год подряд Музеем Норильска при поддержке администрации города, компании «Норникель» в рамках благотворительной программы «Мир новых возможностей» при организационной поддержке благотворительного фонда социальных программ «Территория добра».