79 творческий сезон в Заполярном театре драмы открылся спектаклем режиссера Тимура Файрузова «Брат мой». В основу сценической версии легла одноименная киноповесть, а также около десяти рассказов Василия Шукшина о сельской жизни в советской глубинке.
У Тимура Файрузова получился спектакль о ценностях, по которым мы скучаем: о доброте, совестливости, трудолюбии, честности. В нем точно переданы все грани русского характера — искрометный юмор, тоска, поиск и метания русского мужика. Тут есть вечное и актуальное противостояние города и деревни, интеллигенции и народа.
Постановка по-своему кинематогрофична. Режиссер выстроил сюжет из сцен-картинок, порой они разрознены и представляют из себя «рассказ в рассказе», но в целом стройно перетекают друг в друга и вплетаются в единое действие под условным названием «приключения братьев в родной деревне».
Главные герои – Иван и Семен Громовы. В начальной сцене Иван (в исполнении артиста Степана Мамойкина) приезжает в свое село на похороны отца. Младший брат Сенька сообщает ему, что тот опоздал – батю, мол, уже похоронили, и просит Ивана задержаться, пожить какое-то время дома. И хоть жизнь тут «серединка наполовинку – скучновата» и движется куда медленней, чем в городе, к которому он уже прикипел, Иван все же остается. Но только на время, которое в итоге никому не приносит счастья. Особенно ему самому.
Младший знакомит старшего брата с Валей Ковалевой (ее играет Евгения Хитрина), первой красавицей на селе, в которую давно и безнадежно влюблен. Вскоре, как это часто бывает, Валя открывает сердце старшему, Ивану – и вновь без взаимности. Однако братья из-за этого не ссорятся: наоборот, младший отступает, как бы «отдает» невесту брату, сам при этом мучается, страдает. Его терзания, жгучая ревность превращаются в реальный «бег по кругу». Он передан несколькими сильнейшими эпизодами, в которых артист Александр Носырев, блестяще исполнивший роль Сеньки, раскрывается как большой драматический артист.
«Ты ж братко мне, Вань, братко же?! Оставайся, бери ее, она же тебя любит, детишек нарожаете, будете счастливы. А я… Я обойдусь как-нибудь, да и не чета я ей», — говорит Семен старшему брату.
Но Иван отвергает любовь девушки, и все-таки покидает деревню, — с надрывом, болезненно, как будто кожу с себя снимает. И раны эти душевные – такие шушкинские, знакомые…
Кроме коллизий любви, в «Брате моем» отведено место огромное числу легких, забавных, крепко-алкогольных, смешных и грустных историй про мужскую дружбу, родительские и супружеские отношения, хитрость и смекалку, веру и предрассудки людей простых, открытых, чистых, в лучшем смысле слова «от сохи».
Зло и добро, комедия и драма, — все тут рядышком. И земля здесь, как выразился один из братьев, – горячая, потому что слез и пота в ней немерено. Люди, живущие на ней, знают ей цену, ведь они отвоевали ее, через «мелкое сито процедили». Вот про эту самую «соль земли» и есть спектакль. Только повествование, рассказ этот — горький и терпкий, с щедрой примесью юмора — ведется от имени множества персонажей, что однозначно можно считать заслугой и успехом команды, работавшей над постановкой. Каждый актер, занятый в ней, исполнил и пропустил через себя в среднем минимум по четыре роли, и никто в этой мозаике характеров не запутался, не повторился.
На аванс-сцене в «Брате» реально рассыпана земля — по ней босиком бродит персонаж, которого исполнил Александр Жуйков, — отец Громовых. Старик появляется в воспоминаниях обоих сыновей в самых трудных и, казалось бы, безнадежных ситуациях: шаркает натруженными ногами, раскуривает папироску, выслушивает, дает советы и кивает головой. Он приходит из ниоткуда и уходит в никуда, и как будто существует параллельно, при этом становясь мерилом их совести, их мужского и человеческого начала.
Грани человеческий души переданы в «Брате» не только через диалоги и режиссерский рисунок, огромное значение играет пластика героев, а также музыка – она проецирует и сопровождает каждое дыхание и движение души. А свет! Он буквально разливается в каждой сцене – теплом, уютом. То как рассвет над рекой, то как солнце, «коснувшееся вершин Алтая, когда в долине тихо гаснет красноватый сумрак». Ощущение правдивости, всамделишности всей этой деревенской рапсодии не покидает, и иногда даже чуть-чуть щемит сердце: такое все вокруг настоящее, такие рождает забытые эмоции, что кажется, ты и сам оттуда родом — вот так же разговариваешь, чувствуешь, ругаешься с соседями, горюешь и хохочешь.
У Файрузова получился задушевный разговор со зрителем о самом главном – невозможности убежать от себя, поиске корней и своего места в жизни, умении совмещать тяжелую работу и наотмашь гулять, как умеем это делать только мы, даже через боль.
Самый главный дар Шукшина — говорить о нашей жизни, играть роли, раскрывающие сущность наших людей, раскрывать внутренний мир непостижимой русской души — отражен в постановке, и это главная удача постановки.
Вместе с режиссером над спектаклем работали сценограф Фемистокл Атмадзас, художник по костюмам Ольга Атмадзас, художник по свету Александр Рязанцев, хореография и пластика – барнаульского хореографа Оксаны Малышевой.
В спектакле заняты артисты: Евгения Воронова, Александр Герасимчев, Сергей Даданов, Елена Донова, Дарья Дороготовцева, Александр Жуйков, Александр Носырев, Степан Мамойкин, Евгений Нестеров, Иван Розинкин, Галина Савина, Инесса Талашкевич, Евгения Хитрина, Денис Чайников.