#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Центральный банк России предложил обязать банки возвращать деньги тем, кто стал жертвой мошенников. Об этом пишет издание РБК со ссылкой на соответствующую инициативу ЦБ.
На прошлой неделе директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров заявил, что регулятор усовершенствует механизм возврата клиентам банков денег, похищенных злоумышленниками.
В ЦБ сообщили, что за третий квартал 2021 года аферисты похитили у банковских клиентов путем несанкционированных денежных переводов 3,2 миллиарда рублей (на 18,5 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года). При этом банки вернули клиентам только 7,7 процента похищенных средств, или меньше 250 миллионов рублей.
Регулятор предложил ввести упрощенный порядок возврата денежных средств гражданам, пострадавшим от мошеннической операции, в размере суммы, которую определит Банк России. Для этого клиент должен будет уведомить кредитную организацию о махинациях со средствами не позднее следующего дня после получения уведомления от банка о проведенной операции.
В материалах ЦБ уточняется, что сумма будет посчитана «исходя из целевого возврата денежных средств гражданам в среднем в 80–90 процентах всех случаев социальной инженерии».
Возврат средств в пределах установленной суммы распространяется на все банки, но если у банка низкий уровень антифрода (механизма по предотвращению хищений), то ему придется вернуть клиенту всю похищенную денежную сумму, даже если она превышает этот размер. К низкому уровню будут относиться случаи, когда банки не могут выявить операции, совершенные без согласия клиента, несмотря на получение необходимой информации от ЦБ о мошеннических транзакциях.
Кроме того, ЦБ предлагает значительно изменить процедуру подтверждения банками операций, если специалисты видят признаки того, что они совершаются в целях мошенничества. В частности, регулятор предлагает дать банкам право списывать деньги по истечении одного-двух рабочих дней, даже несмотря на согласие клиента.
«Как правило, за два дня клиент осознает, что деньги перечисляются мошеннику, у него появляется возможность отклонить перевод», – приводит издание текст материалов Банка России.
Обязанность проверять операции на признаки мошенничества, включая сверку с базой о переводах без согласия клиента, ЦБ предлагает возложить не только на гражданина или компанию, которые являются инициатором операции по переводу или оплате, но и на банк, где обслуживается получатель этих денег.
ЦБ планирует наделить банки правом блокировать на пять рабочих дней все расходные операции по счету получателя средств, информация о котором содержится в базе данных (ее ведет сам ЦБ) о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента. По действующему законодательству банк может заморозить сомнительную операцию максимум на два дня до связи с клиентом: если он не вышел на связь, то операция возобновляется.
«Указанный срок необходим клиенту-потерпевшему, правоохранительным органам для обращения в суд с целью получения законного основания дальнейшего ареста денежных средств и получения судебного решения о возврате денег», – указано в материалах ЦБ.
При этом банки смогут блокировать операции только на основании сведений о возбуждении уголовных дел.
Сейчас проблема с возвратами состоит в том, что банк не обязан возмещать средства, если доверчивый клиент поверил мошенникам и выполнил их указания, отмечает советник по специальным проектам коллегии адвокатов А1 Сергей Демкин. При этом похищенные средства выводятся со счетов быстрее, чем клиент приходит в себя и начинает их поиск, а МВД неохотно работает по таким делам. По мнению юриста, ЦБ необходимо сосредоточиться на выработке общих правил и рекомендаций для банков по идентификации потенциальных мошенников.
«Также особое внимание надо обратить на перевод денег за рубеж, особенно на Украину», – подчеркнул Демкин.
Кроме того, по мнению финансовых экспертов, пяти рабочих дней, на которые ЦБ предлагает замораживать счет, недостаточно, чтобы потерпевший клиент успел обратиться в правоохранительные органы. Данный срок должен быть увеличен до 30 рабочих дней.
Ранее «Северный город» рассказывал о том, что жители Красноярского края «подарили» аферистам более миллиарда рублей – в текущем году в регионе зафиксировали более 7,5 тысячи интернет-мошенничеств, в банках Красноярья в 2021 году выявили 115 фальшивок – лидерами среди подделок стали пятитысячные купюры, полицейские и банкиры Норильска договорились о сотрудничестве – рабочую встречу посвятили теме противостояния IT-преступлениям.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.