#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Николай Лой и Ладо Сурмава стояли у истоков основания творческих мастерских для взрослых, а позже была открыта и школа для детей. О том, какими красками живописцы-первопроходцы писали Север, расскажет директор детской художественной школы Татьяна Мозговая.
Татьяна Мозговая, директор Норильской детской художественной школы:
«Николай Павлович, наверное, как и герои того времени, говорил о романтике. И его, видимо, тянуло на Север. Его работы достаточно интересные, яркие. Пейзажные, в частности, отображающие природу не только суровой, северной, но и достаточно романтичной, интересной и яркой».
Когда в 1960 году выпускнику Харьковского художественного института и бывшему фронтовику Николаю Лою предложили оформить спортзал и плавательный бассейн за 69-й параллелью, он, не раздумывая согласился. В итоге целых 20 лет прожил в Норильске. Это было благодатное время для Лоя. Он и по краю попутешествовал, и организовал художественные мастерские для взрослых, а позже – детскую школу.
В хрущевскую оттепель художественная жизнь Норильска кипела: заводы, общежития, дома культуры, музеи, галереи города – везде экспонировались работы художников, выросших в мастерских.
Татьяна Мозговая, директор Норильской детской художественной школы:
«Это время тех самых физиков и лириков, когда взрослые люди хотели научиться чему-то дополнительно к своей профессиональной деятельности. Особенно учитывая наш промышленный город. Хотели научиться рисовать, хотели научиться танцевать, хотели петь. И культура Норильска, таким образом, прирастала непрофессиональными художниками, музыкантами, но теми, кто впоследствии становился большим профессионалом».
Николая Лоя называют художником Арктики: с этюдником он побывал на Диксоне, на мысе Челюскин, прошел Северным морским путем, путешествовал на собачьих и оленьих упряжках и самолетах ледовой разведки. Его современники говорили, что по живописи и графике Лоя можно изучать историю освоения Крайнего Севера.
Татьяна Мозговая, директор Норильской детской художественной школы:
«Было несколько экспедиций, в которых он побывал лично. На Земле Франца Иосифа он в том числе был. И конечно, тема Севера занимает большой пласт в его творчестве».
Николай Лой работал маслом и акварелью. Но поистине уникальными считаются его полотна, написанные акварелью по мокрой бумаге. Бумажные листы он несколько дней вымачивал в титановой ванне. Сложность техники заключалась в том, что картину нужно написать за пару часов, пока бумага высыхает.
За свою жизнь Лой написал около пяти тысяч произведений. Его полотна экспонируются не только в России, но и за рубежом. Работы Лоя украшают многие частные коллекции и национальные музеи Франции, Канады, США, Голландии, Японии, Австрии, Финляндии и Кубы. Как лучшие образцы советской живописи, его картины переданы в дар Фиделю Кастро, премьер-министру Канады Трюдо, в редакцию газеты французских коммунистов «Юманите».
Репродукции картин и статьи о его творчестве много лет публиковались в популярных журналах: «Огонек», «Смена», «Дружба народов», «Художник». Уезжая из Норильска, Николай Павлович передал художественной галерее 83 картины. В год его смерти в Норильск привезли еще сотню его работ из Краснодарского края.
Татьяна Мозговая, директор Норильской детской художественной школы:
«После того как Николай Павлович покинул Север, он почти десять лет прожил еще в Красноярске, и только потом перебрался на юг – последнее место жительства его – это Ставрополье. И собственно говоря, можно его творчество разделить. Именно на творчество, посвященное северным, именно нашим территориям и, конечно на то, где он уже работал в зрелом возрасте. Работ его достаточно много. Это и в нашей художественной галерее. Это и в Художественной галерее имени Сурикова в Красноярске. Это там, где он проживал последние годы, на Ставрополье. Работ очень много, творческое наследие большое».
В художественно-производственных мастерских вместе с Лоем работал и грузинский художник Владимир Сурмава, которого норильчане знают под именем Ладо. Он закончил Тбилисскую академию художеств и славился своими работами в области декоративно-прикладного искусства – это батик, гобелен и чеканка. По проектам Ладо Сурмавы создавалось множество интерьеров общественных учреждений города.
Татьяна Мозговая, директор Норильской детской художественной школы:
«Вспомните наше кафе «От двух до пяти», которое было очень ярким, интересным. Был очень интересный ресторан «69-я параллель». Да, ведь это все: Дом быта, Дом торговли – то есть эти все интерьеры внутренние, все было очень интересно. Я, например, из своего детства помню Дом быта Кайеркана. Я там с 1979 года живу. Все внутренние интерьеры – это была их работа, их художественных мастерских. Поэтому город был оформлен в каком-то едином таком решении. И это было интересно. То есть здесь было какое-то такое сочетание и промышленного города, и одновременно колорита северной природы».
Художественные образы Ладо Сурмавы ожили в 2000-х годах на фасадах домов по улице Комсомольской после реставрации. В 1973 году краевой художественный совет принял проект трех мозаичных панно на Комсомольской: «Космос», «Строители», «Спорт». Площадь каждого из них – 130 квадратных метров. Выполнены они из яркой глазированной плитки.
Николай Лой к улице мозаик тоже имеет самое непосредственное отношение. Его имя значилось на первой из картин, посвященной комсомолу. В год 95-летия Николая Павловича Лоя принято решение о присуждении его имени Норильской детской художественной школе. Торжественное открытие мемориальной доски на фасаде школы состоится во вторник, 15 декабря. А в выставочном зале будет работать выставка картин Лоя, которые последний раз экспонировались более 30 лет назад.
Татьяна Мозговая, директор Норильской детской художественной школы:
«Семнадцатая общеобразовательная школа нам передала в дар работы, которые хранились у них много лет. Работы все датированы Николаем Павловичем. Это 1960-е, начало 1970-х годов. 12 картин, 12 работ, которые мы сейчас профессионально оформили и готовим их к выставке, к нашему переименованию».