Как работают там, где все время не смолкают телефоны?

image

Производственное объединение «Норильсктрансремонт» входит в состав ООО «Норильскникельремонт» – самой крупной ремонтной компании не только в Норильском промрайоне, но и в России. Специализируется подразделение, как видно из названия, на ремонте транспорта. Серьезного, технологического. Это краны, локомотивы, экскаваторы, карьерные самосвалы, дорожно-строительные и другие большегрузные машины. Большинство из них принадлежат предприятиям Заполярного филиала «Норникеля».


В это сложно поверить, но за год «Норильсктрансремонт» ремонтирует столько единиц техники, что ее хватит, чтобы выстроить вдоль всего земного экватора. Трудится в подразделении чуть больше тысячи человек.

Объекты предприятия разбросаны по всему НПР, есть участок и в Дудинке. За то, чтобы на все участки круглосуточно и своевременно поступала необходимая техника и люди, отвечает диспетчерская служба.


Ее работа похожа на компьютерную игру-стратегию, только все происходит по-настоящему: из небольшой комнаты несколько человек при помощи компьютеров и телефонов непрерывно следят за работой машин и людей, находящихся в самых разных точках промрайона. Они координируют все звенья цепочки, всех исполнителей, формируют порядок движения транспорта, распределяют задания и ресурсы. Если что-то где-то пойдет не так, нарушится дееспособность системы.


Заведует этой работой главный диспетчер Елена Николаева. Ее трудовая биография началась здесь в 2008 году с должности оператора, а сейчас коллеги уважительно называют ее «мать диспетчерской». Она совсем не похожа на строгого руководителя, но, когда начинает говорить, становится понятно, что перед тобой настоящий профи.
 

«Все начинается с подробного планирования, – рассказывает Елена. – Мы должны изначально запланировать и заложить в бюджет деньги, чтобы потом на весь год хватило и денежных средств, и транспорта для обеспечения переделов всем необходимым. А потом начинается ежедневная работа. С 23 участков каждый день мы получаем заявки на технику на завтра. Своих машин у «Норильсктрансремонта» нет, на сегодня у нас основной поставщик техники – ООО «Норильский промышленный транспорт». Мы отправляем им заявку и ждем ответа, какой транспорт они смогут предоставить. Наша задача – заказать необходимое количество машин и при этом скомпоновать заявки так, чтобы исключить простои и пустые пробеги. К примеру, при грамотном планировании один самосвал за день может обслужить сразу несколько участков».


В диспетчерской висит большая карта Норильского промрайона. На ней отмечены все участки и пути подъезда к ним. Так водителей проще ориентировать. Всю информацию, в том числе оперативную, диспетчеры вносят в общую базу данных.

«Об аварийных остановках все заявки аккумулируются тоже у нас в диспетчерской, – поясняют нам. – Видите, красным в этой таблице отмечены краны, которые вышли из строя? Мы должны сориентироваться, кому эту заявку оперативно передать, какой участок будет заниматься этой работой, отправить туда автотранспорт, чтобы привезти туда ремонтный  персонал и как можно быстрее все отремонтировать».
 
«Мы не единственная компания в Норильске, которая занимается ремонтами транспорта, – рассказывает начальник производственного отдела ПО «Норильсктрансремонт» Петр Макеев. –  Но 90–95% ремонтов – все-таки наши. А перебазировкой и монтажом-демонтажем кранов никто больше не занимается, только мы. К примеру, башенный кран, который сейчас работает на строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса на улице 50 лет Октября, устанавливали наши специалисты».


У «Норильсктрансремонта» есть и сопутствующие работы на участках. Это вывоз снега и мусора, доставка запчастей и материалов. Ежедневно диспетчеры этого предприятия координируют работу 50–60 единиц техники, выпускаемой на линию. Работают круглосуточно, смена идет 12 часов. Обычно одновременно в диспетчерской находятся два «итээровца» (инженер или главный диспетчер) и один оператор. Им нужно уметь быстро ориентироваться и оперативно принимать решения, ведь большую часть рабочего времени диспетчеры отвечают на звонки и получают информацию.
 

«Конечно, бывает по-разному, – уточняет Елена Николаева. –  В «спокойные» смены с трубкой у уха мы проводим 70 процентов времени. У каждого из нас по два стационарных телефона плюс сотовый. А бывают дни, когда эти телефоны вообще не замолкают. Мы ведь держим связь не только с водителями и руководителями участков, но и с диспетчерами всех структур, задействованных в производстве. В том числе с диспетчерами управления Заполярного филиала».

На вопрос, когда работы больше, летом или зимой, нам не дают однозначного ответа.

«Для меня зимой – больше, потому что снег, – говорит Елена. – Видите, напротив нашего здания находится цех по ремонту подвижного состава. Это наш цех, который ремонтирует локомотивы, думпкары, вагоны и так далее. Там ежедневно дважды в сутки проводят маневровые работы: ставят в ремонт и выдают из ремонта по окончании смены. Протяженность железнодорожных путей нашего электродепо – 2200 погонных метра, они занимают площадь больше 16 тысяч квадратных метров. Если идет снег и метель, чтобы не сорвать поставку и выдачу, эту огромную территорию приходится постоянно чистить. Опять же, когда в городе метет, всем нужна техника».

 

«Летом начинаются большие сезонные  ремонты на предприятиях, – дополняет Петр Макеев. – Это тоже напряженное время. Например, что такое перебазировка кранов? Мы делаем площадку, собираем подкрановые пути, привозим этот кран. Если не перевезем его вовремя с места на место и там не запустим в работу, можем сорвать плановые работы. Кроме того, мы полностью обслуживаем Заполярный транспортный филиал: ремонтируем все краны в Дудинском морском порту».

Дудинский морской порт уникален по гидрологическим факторам: его причалы затапливает во время весеннего половодья каждый год. Поэтому перед паводком все портальные краны эвакуируют на верхние отстойные пути, а инженерно-технические сооружения демонтируют. После паводка причалы, как конструктор, «собирают» заново. Когда проходит Енисей и с причалов уходит вода, для «Норильсктрансремонта» начинается ответственная и срочная работа –капитальный ремонт крановых путей. Чтобы как можно быстрее начался северный завоз. А еще в диспетчерской выращивают растения. Елена Николаева – признанный растениевод. Даже участвовала в городском конкурсе огородников и заняла второе место в номинации «Зеленый мир». Дома и на даче сажает огурцы, помидоры, перец.


«На даче уже редиска взошла, – рассказывает она. – А здесь у нас, смотрите, огурцы цветут, и уже завязи есть».

В кабинете же у Петра Макеева растет лимонное дерево. Оно плодоносит несколько раз в году. Лимоны хозяин кабинета раздает друзьям и коллегам.

В пространствах ПикНика

Следующая статья

Читайте также