Спецпроекты

От поморского коча до атомохода

image

В Архангельском краеведческом музее до начала декабря можно знакомиться с экспонатами выставки «Студеное море – северные рубежи: история обороны Русского Севера». Эта выставка – часть Всероссийского межмузейного проекта компании «Норникель» «Освоение Севера: тысяча лет успеха».

Сюжеты выставки хронологически и территориально связаны с освоением и обороной северных рубежей России – начиная с XII века и до наших дней. «Сквозная идея тысячелетней истории освоения Русского Севера – развитие частного и государственного судостроения от поморского коча до атомной подводной лодки, мореходства и навигационного обеспечения в Западном секторе Арктики», – считает куратор выставки, заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея Игорь Гостев.

Экспозиция разделена на девять блоков. Каждый из них посвящен ключевым эпизодам, в которых раскрывается вся полнота часто драматического бытования жителей Беломорского побережья от древних поморов до современных архенгелогородцев.

Это – рассказ о Русском Севере в эпоху его колонизации и соперничестве в связи с этим между Великим Новгородом и Северо-Восточной Русью в XIII–XV веках. Повествование о возникновении и развитии традиционного поморского судостроения. История строительства системы крепостей на Белом море в XV–XVI веках и войн со Швецией. Отражение набегов «воров» в годы Смутного времени. Гражданско-религиозная война против никоновской реформы (1660–1680 годы). Северная война 1700–1721 годов и начало регулярного российского судостроения. Рассказ об обороне беломорских рубежей во время Восточной (Крымской) войны 1854–1856 годов и английской осаде Соловков. Первая мировая и Гражданская войны, 1914–1920 годы: союзнические грузы в архангельском порту. Вторая мировая война в Арктике и особая роль архангельского порта в приеме грузов по ленд-лизу, от «Дервиша» до последних конвоев.

И, наконец, день сегодняшний: активное развитие ледокольного и торгового флота, атомное военное кораблестроение в Северодвинске. «Хотят ли русские войны?» – так называется этот последний раздел выставки.

С одной стороны, экспозиция посвящена истории того, как русские пришли на Север, как они его освоили и заселили. С другой стороны, выставка получилась во многом военной. «Причины на поверхности, – подчеркивает Игорь Гостев, – здесь постоянно кто-то мешал жить, кто-то нападал, что-то отбирал, поэтому русским приходилось защищать себя, нападать в ответ, тоже что-то отбирать. Это – тысячелетняя история войн и жизни среди этих войн».

         Мы предлагаем вам сегодня совершить небольшой экскурс в историю северодвинских предприятий «Звездочка» и «Севмаш» и в общем поразмышлять над процессами, происходящими в российской Арктической зоне в настоящее время.

Проект 661 «Золотая рыбка»

         В конце сентября стало известно, что в Северодвинске по инициативе ветеранов «Севмаша» увековечат атомную подводную лодку проекта 661 «Золотая рыбка», самую быстроходную в мире. Специалисты предприятия уже подготовили эскизный проект мемориального комплекса и представили его городским властям.

Несколько лет назад ветераны и работники «Севмаша», члены Совета ветеранов-подводников и другие организации направили обращение в адрес руководства Объединенной судостроительной корпорации с предложением сохранить память об этом атомоходе, построенном на «Севмаше» в 1969 году. Эта подводная лодка была выведена из состава флота в 1989 году и утилизирована на предприятии «Звездочка». Однако корабелы ягринской верфи сохранили рубку АПЛ. Рубка и станет основным композиционным элементом памятника, сообщает пресс-служба «Севмаша».  

Советская подлодка К162 прозванная «Золотой Рыбкой» была единственным реализованным экземпляром проекта 661 «Анчар», который получил название Папа (Papa) по западной классификации.

         Предполагается, что мемориальная рубка будет помещена на макет части корпуса подводной лодки, выполненный из бетона. По периметру основания – декор, мраморные льдины, которые будут создавать эффект всплытия подводной лодки сквозь толщу льда. Сверху на рубке установят прожектор и по периметру подсветят всю композицию.

Самая высокоскоростная подводная лодка в истории человечества К-162 проекта 661 была построена 1969 году. Спроектированная в Ленинграде в морском бюро машиностроения «Малахит», это была первая в мире подводная лодка из титанового сплава, вооруженная противокорабельным ракетным комплексом «Аметист» подводного старта. Строительство корабля велось с 1963-го по 1969 год. На западе АПЛ прозвали «серебряным китом» за цвет титана, а в СССР – «золотой рыбкой» из-за дороговизны постройки. Во время опытной эксплуатации атомоход показал скорость полного подводного хода без малого 45 узлов (44,7). Этот рекорд до сих пор не превзойден ни одним подводным кораблем в мире. После скоростных испытаний АПЛ членами государственной комиссии в адрес генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева была дана радиограмма: «Голубая лента скорости» в руках советских подводников».

В этом году «Севмаш» отмечает 80-летие. С 1939 года северодвинская верфь выполняет государственный оборонный заказ – это основное направление деятельности предприятия. За свою историю «Севмаш» передал Военно-морскому флоту нашей страны 132 атомные подводные лодки, 40 дизельных подводных лодок и 45 надводных кораблей. Рекорды подводной скорости, глубины погружения и подводного водоизмещения – все это достижения кораблей, которым дал жизнь «Севмаш». Атомные ракетоносцы, созданные здесь, стали основой морской составляющей ядерных сил России. С распадом Советского Союза «Севмаш» фактически остался единственным предприятием в России и на постсоветском пространстве, осуществляющим весь цикл строительства и испытаний подводных лодок с атомными энергетическими установками.

Подводные лодки проекта 885 (08850) «Ясень» — серия российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (ПЛАРК) четвёртого поколения.

Сегодня на предприятии ведется строительство атомных подводных крейсеров новейшего поколения по проектам «Борей-А» и «Ясень-М», пять кораблей одного проекта и шесть второго соответственно.

         Производственная история Центра судоремонта «Звездочка» берет начало с 1954 года, когда была запущена работа завода № 893, позже переименованного в машиностроительное предприятие «Звездочка». Первыми заказами стали дизельная подводная лодка, два больших охотника и ледокольный пароход «Прончищев». Спустя всего пять лет перед заводом поставили задачу – освоить ремонт атомных подводных лодок, и с начала 1960-х годов на предприятии начали интенсивно строиться новые цеха, эллинги, специальные объекты.

Знаковым стал для коллектива «Звездочки» 1970 год. Были успешно завершены ремонт и модернизация первого в мире атомного ледокола «Ленин». За уникальные работы по замене ядерной силовой установки ледокола и «успешное выполнение государственного плана» завод был удостоен высшей награды Советского Союза – ордена Ленина.

С 1990 года верфь выполняет работы по комплексной утилизации кораблей и судов, в том числе и с ядерной энергетической установкой. Безопасное обращение с расщепляемыми материалами, их переработка, хранение и транспортировка – все эти задачи на «Звездочке» успешно решаются. За два десятка лет здесь утилизировали 44 атомные субмарины, выведенные из состава Военно-морского флота России.

         Строительство морской техники – еще одно важное направление работы предприятия. Несколько лет назад на «Звездочке» была построена самоподъемная плавучая буровая установка «Арктическая».

         За 65 лет на верфи в устье Северной Двины ремонт, модернизацию и переоборудование прошли 127 подводных лодок, 91 из которых – с атомной энергетической установкой. Построено 250 судов, плавсредств и сооружений. Отремонтированы 87 надводных кораблей и судов: ледоколы, научно-исследовательские, гидрографические суда, траулеры, танкеры, пароходы, буксиры.

Но на предприятии гордятся не только этим. Например, длина причальных линий «Звездочки» – 2 километра, а площадь док-камеры 26 650 квадратных метров. Здесь могут разместиться два футбольных поля! Гребными винтами, изготовленными на «Звездочке», оснащены 20 000 судов. А диаметр самого большого гребного винта, изготовленного предприятием для нефтяного танкера «Приско Мизар», более 8 метров!

Сегодня «ногою твердой стать при море» и удерживать свою максимальную в мире протяженность арктических границ – 22 600 км (в Арктику выходят своими границами пять государств: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания, общая протяженность арктического побережья – 38 700 км) – мы сможем, если, во-первых, надежно защитим себя с моря, а во-вторых, создадим полноценную Арктическую транспортную систему. По мнению экспертов, последнее десятилетие для Арктической зоны Российской Федерации – время ключевых решений и реализации масштабных инфраструктурных и добывающих проектов.

         Растет роль Северного морского пути. Его используют крупные компании, осваивающие Российскую Арктику, в частности, «Норникель», вывозящий по Енисею и далее морем продукцию своего Заполярного филиала. Согласно данным Минэкономразвития, планируемый грузооборот Севморпути в соответствии с этапами освоения Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения и вовлечения в разработку углеводородного сырья ближайших месторождений Ямала к 2020 году составит 31 миллион тонн. Активно использует Северный морской путь и Министерство обороны России. Цифры приводит компания «Оборонлогистика»: ведомство провозит около 700 тысяч тонн груза в год.

Но для обеспечения загрузки портов на трассе Северного морского пути необходимо строительство железных и автомобильных дорог, модернизация инфраструктуры внутренних водных путей.

С 1 января 2019 года вступил в силу запрет на проход по Северному морскому пути судов иностранного производства, что накладывает дополнительную ответственность на отечественных судостроителей. Строительство ледоколов, а также танкеров, газовозов, сухогрузов и судов снабжения ледового класса – одно из наиболее динамичных направлений развития судостроительной отрасли России в настоящее время.

И успешная деятельность северодвинских предприятий «Севмаш» и «Звездочка» – незаменимые звенья этой огромной цепи.

Модели торговых, промысловых, экспедиционных судов, боевых кораблей, атомных подводных лодок и буровых платформ, изготовленных на «Звездочке» и «Севмаше», до 6 декабря можно увидеть в Архангельском краеведческом музее на выставке «Студеное море – северные рубежи: история обороны Русского Севера».                                         

Читайте также

Смотрите также