Читаем Север

К самому Студеному морю шли веками корабли

image

Восьмая по счету выставка межмузейного проекта «Освоение Севера: тысяча лет успеха» расскажет о многовековой и многотрудной истории обороны Русского Севера, хронологически охватив период XII – начала XXI веков.

Музейные экспонаты – многие из них представят посетителям впервые – расскажут о том, почему издревле берега Студеного моря и само оно были предметом горячего интереса не только предприимчивых и смелых славян – новгородцев, но и многочисленных представителей других народов: неисчислимы богатства этого края!

Почему Двинские земли называли Заволочьем? Добраться туда водным путем древние мореходы-южане могли, лишь преодолев десятки километров суши, волоком доставляя свои суда к берегам северных рек. С начала XIV века русские летописи называют Двинскую землю центральной частью Заволочья, принадлежащего Новгородской республике.

Чем было вызвано строительство системы крепостей на Белом море 
в XV–XVI веках? 
В 1419 году в устье Северной Двины в очередной раз появились 
норвежцы, «мурмане». 
Они сожгли Николо-Корельский монастырь. 
Кроме того, многочисленные войны со Швецией 
диктовали свои задачи по организации обороны.
  

Почему возрастает роль монастырей в отражении набегов «воров» в Смутное время? Какую роль в обороне Двинских земель во время Русско-шведской войны 1656–1658 годов сыграл Соловецкий монастырь? Об этом расскажут экспонаты выставки – оружие и доспехи той эпохи, макеты крепостей Севера, монастырская и церковная утварь, археологические материалы.

Почему шведы решили напасть на Архангельск в 1701 году? Начало, положенное здесь регулярному российскому судостроению, не давало покоя северному соседу. Выставка расскажет об организации обороны дельты рек Северной Двины и Мезени и зарождении народного ополчения во внешних войнах – о наших первых партизанских операциях на приграничных территориях Швеции.

Зачем англо-французской коалиции понадобилось атаковать Архангельск во время Крымской войны 1853–1856 годов? И почему ее называют «Нулевая мировая»? В экспозиции – ответы на эти вопросы и повествование об обороне беломорских рубежей: о сожжении англичанами города Колы, о неудачной для неприятеля осаде Соловков, об обороне крестьянами своих поморских деревень, о блокаде архангельского порта, о боестолкновениях на острове Мудьюгский.

Первая мировая и Гражданская войны 1914–1920 годов. Почему стремительно выросло значение архангельского порта и какова была его роль не только в приеме союзнических грузов для Белого движения, но и в массовой эмиграции из Советской России? На выставке можно будет познакомиться с историей строительства мурманского и беломорского портов и этапами интервенции под предлогом их охраны. Большой фоторяд, подкрепленный многочисленными артефактами, позволит посетителям выставки, в том числе отследить постепенное изменение реакции людей на происходившие тогда события: от патриотического подъема большинства населения до апатии.


Крейсер «Октябрьская революция» (до 3 августа 1957 г. «Молотовск») введен в строй 30 ноября 1954 г.


«Дервиш» – так назывался первый арктический конвой из семи транспортов (шесть грузовых пароходов и один танкер вспомогательного флота), доставивший военные грузы в помощь воюющему с гитлеровской Германией Советскому Союзу. Вышедший из английского Ливерпуля 12 августа 1941 года, не замеченный немецкой авиацией, через три недели, 31 августа, конвой прибыл в Архангельск. Выставка расскажет об особой роли архангельского порта в приеме грузов по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны – о героической и трагической истории Северных конвоев.

Еще несколько разделов экспозиции: «Архангельск – госпитальный центр Карельского фронта и центр формирования партизанских бригад», «Авиационные полки и Беломорская флотилия на страже морских рубежей во время Второй мировой войны», «Совместная с американцами работа на производстве «одноразовых» кораблей типа Liberty в Южном Портленде (штат Мэн, США)». В документальном ряде здесь особенно широко представлены письма с фронта. Их дополняют личные послевоенные истории людей.

Вторая половина ХХ века – это активное строительство военных кораблей и субмарин, развитие ледокольного и торгового флота нашей страны. Сегодня Россия единственная в мире имеет атомный ледокольный флот, который пополняется новыми, самыми мощными, не знающими себе равных ледоколами. И они сегодня в определенном смысле тоже стоят на страже безопасности наших северных рубежей. На выставке в Архангельском краеведческом музее подробно расскажут о работе Центра атомного судостроения в Северодвинске, северодвинских предприятий «Звездочка» и «Севмаш». Предметный ряд порадует самого взыскательного посетителя: в этом разделе можно будет познакомиться с моделями торговых, промысловых и экспедиционных судов, боевых кораблей и атомных подводных лодок, буровых платформ.

В целом отличительной особенностью выставки «Студеное море – северные рубежи: история обороны Русского Севера» является то, что все без исключения ее разделы будут изобиловать моделями судов от древнего поморского коча, моделей голландского торгового парусника, яхты «Святой Петр», фрегата архангельской постройки ХVIII века, до моделей канонерской лодки и клипера XIX века, военных кораблей времен Первой и Второй мировых войн, современных ледоколов, торговых судов и военных кораблей.

Важно отметить, что, создавая выставку, сотрудники музея стремились, по их словам, к максимальной объективности, подавая каждый сюжет или событие с разных точек зрения.

Участие Архангельского краеведческого музея в проекте компании «Норникель» «Освоение Севера: тысяча лет успеха» – уникальная для музейщиков возможность впервые комплексно представить серию не достаточно широко известных исторических событий, повлиявших на формирование и становление поморской культуры, а также восполнить некоторые исторические пробелы в ранее сформированных экспозициях и фондовых коллекциях.

Читайте также