«Норникель» успешно реализует уникальную корпоративную программу подготовки специалистов – «Профессиональный старт». Участие в ней принимают студенты из разных вузов, где обучают востребованным в компании специальностям. Будущие специалисты проходят практику на предприятиях «Норникеля», а по окончании учебы получают приглашение на работу.
Программа «Профстарт» реализуется с 2004-го. В этом году ее участниками стали почти 300 человек из высших учебных заведений Норильска, Красноярска, Иркутска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Читы и других городов. С июня по октябрь будущие специалисты проходили практику на различных предприятиях «Норникеля».
Один из участников «Профстарта» – студент Норильского государственного индустриального института (НГИИ) Борис Толкачев. Обучается на 6-м курсе по специальности «подземная разработка рудных месторождений».
«Договор о целевой подготовке, который гарантирует трудоустройство в компанию после успешного окончания вуза, я заключил с «Норникелем» в 2017-м, то есть участвую в программе уже третий год, – рассказывает Борис. – Прежде всего меня привлекли гарантия трудоустройства и соцпакет, который предоставляет работодатель. Кроме того, во время практики мы уже зарабатываем трудовой стаж. А длится она на полтора месяца дольше обычной. То есть у нас есть больше времени, чтобы вникнуть в свою специальность. Практику я проходил на руднике «Октябрьский», туда же планирую прийти работать после получения диплома».
Свою профессиональную перспективу на ближайшие несколько лет Борис Толкачев видит достаточно ясно. Сначала он планирует работать по рабочей профессии, потом дорастет до мастера. А дальше?
«А дальше – как получится. К примеру, у «Норникеля» есть зарубежные филиалы. При должном стремлении можно попасть туда, почему бы и нет», – отмечает Борис.
Павел Малахов участвовал в программе «Профессиональный старт» в 2008–2009 годах, будучи студентом Санкт-Петербургского горного университета. Окончил его в 2010-м и пришел работать на Надеждинский металлургический завод. Прошел путь от плавильщика до линейного руководителя. Сейчас он – главный специалист отдела перспективного развития научно-технического управления Заполярного филиала.
«Участвовать в программе «Профессиональный старт» мне было интересно, потому что она дает возможность пройти достойную практику, «акклиматизироваться» на реальном производстве и будущем рабочем месте. Во время практики я приобрел и опыт, и полезные связи. Например, нашел жену (смеется). Почему решил вернуться в Норильск после окончания вуза? Во-первых, в металлургии не так много предприятий с мировым именем. Во-вторых, мало где есть социальные программы такого уровня, как в «Норникеле».
Еще один бывший профстартовец, Максим Глибовец, теперь работает главным инженером цеха обезвоживания и складирования концентрата на Надеждинском металлургическом заводе. А начинал когда-то фильтровальщиком на Никелевом заводе, где и проходил практику по программе «Профессиональный старт» в 2005–2006 годах, будучи студентом НГИИ.
«На мой взгляд, основное преимущество программы в том, что ты работаешь не как студент, а как полноценная боевая единица, – говорит он. – На работу по основному трудовому договору я пришел полностью подготовленным. Я знал цех, знал, что, где, куда и зачем. Общался со студентами с материка, они рассказывали, что на других предприятиях появляются подобные программы подготовки кадров, но там период практики в два раза короче и нет никакой гарантии, что тебя потом трудоустроят. А когда профстартовцы заключают договоры о целевой подготовке с «Норникелем», то, даже если молодой человек идет после института в армию, компания его ждет и оставляет за ним рабочее место. Потому что она заинтересована в молодых подготовленных кадрах».
Грамотный подход дает хорошие результаты
За 15 лет программа «Профессиональный старт» доказала свою эффективность: 65 процентов ее участников возвращаются работать в компанию. Это серьезная кузница кадров. К примеру, на предприятиях минерально-сырьевого комплекса Заполярного филиала «Норникеля» ежегодно проходят практику более 100 профстартовцев.
«В связи с особенным расположением нашей территории, отдаленностью от крупных городов, подобрать специалистов с профильным образованием и требуемой квалификацией на рынке труда города – практически невозможно.
Программа стала хорошим инструментом привлечения и целевой подготовки молодых специалистов. Ежегодно в вузах мы проводим презентации компании и программы, первые руководители подразделений встречаются со студентами, проводят собеседования. Участниками программы становятся студенты-очники, которые прошли строгий отбор и показали хорошие знания профильных предметов, а также убедили специалистов в своей заинтересованности получить работу в компании», – считает замдиректора Заполярного филиала по минерально-сырьевому комплексу Талгат Муштекенов.
На период практики студентов принимают по срочному трудовому договору. За ними закрепляют опытного наставника, и на протяжении 2-4 месяцев проходит их целевая подготовка. После практики – обязательная проверка полученных знаний, умений и навыков перед аттестационной комиссией во главе с руководителем предприятия.
«Аттестация – прекрасная возможность проанализировать и оценить выстроенную систему подготовки будущих профессионалов на предприятии, – поясняет Талгат Муштекенов. – Кроме того, смешение различных высших образовательных школ положительно сказывается на решении глобальных задач, стоящих перед компанией. Одним из последних примеров эффективности программы является тот факт, что модернизация, связанная с внедрением интеллектуального, цифрового производства наших предприятий, рудников и металлургических заводов, происходит с непосредственным участием бывших профстартовцев – сегодняшних молодых специалистов. Опыт, приобретенный в реальных условиях производства во время практики, позволяет им адекватно оценивать стоящие задачи и активно пользоваться данными технологиями. Кому, как не молодым, заниматься такой модернизацией».
Талгат Муштекенов особо отмечает, что изначально всех участников программы «Профессиональный старт» принимали на работу в основном на рабочие позиции. Но сейчас больше половины из них уже трудятся на должностях руководителей и специалистов различного уровня.
Это учеба и игра
В «Норникеле» креативно подходят к воспитанию молодых кадров. Специально для профстартовцев, например, придумали образовательный проект, которому нет аналогов в России, – «Покорители Севера». Это пролонгированная деловая игра. Суть ее в том, что в течение месяца ребята решают бизнес-кейсы, условия которых взяты из реальной практики предприятий «Норникеля». Студенты проходят через тренинги, квесты и другие активности. А в финале презентуют свои проекты руководителям компании.
«Покорители Севера» – хорошая возможность прокачать практические навыки, которые не получить в вузе: традиционная система образования не успевает за стремительно меняющимися реалиями и технологиями, – рассказывает замдиректора Заполярного филиала по персоналу и социальной политике Анастасия Перфильева. – Сейчас 70 процентов выпускников инженерных вузов за время обучения ни разу не сталкиваются с реальными проектами. А до 30 процентов востребованных компетенций, особенно инженерно-управленческих, не входят ни в одну программу вузов».
Сегодня инженеру нужно знать намного больше, чем раньше, для того чтобы конкурировать на рынке труда и продвигаться по карьерной лестнице. Кейс-метод, который используется в деловой игре «Покорители Севера», развивает нетехнические навыки инженеров. Прежде всего для того, чтобы будущие специалисты комплексно понимали бизнес-среду, в которой работают. Компания развивает в ребятах лидерские навыки, организовывает тренинги, на которых участники могут понять, как работать в команде, коммуницировать, системно и комплексно видеть и выстраивать бизнес-процессы, генерировать идеи, находить нестандартные и эффективные решения, обосновывать их и так далее. И все это дают ребятам на практике в условиях реального производства.
Проект в «Норникеле» реализуют с 2015 года. За это время ребята проработали и презентовали руководству компании более 80 идей. Успех «Покорителей Севера» уже отмечен на федеральном уровне: в 2016 году проект победил во Всероссийском конкурсе Graduate Awards в номинации «Лучшая программа по работе со студентами».