#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Использовать металлургический граншлак для посыпки норильских дорог больше года назад запретил Роспотребнадзор. Тогда было решено перейти на отсев дробления базальта.
Противогололедную обработку дорог и улиц Норильска ведут ежедневно. Ею занимаются десять единиц дорожно-комбинированной техники компании «ИЛАН-Норильск». По требованиям безопасности зимнюю скользкость должны устранять в течение пяти часов с момента ее обнаружения. С осени прошлого года под ноги норильчан и колеса автомобилей начали рассыпать базальтовую крошку вместо гранулированного металлургического шлака. Тот был признан вредным.
Буквально с первых дней новый материал вызвал бурю недовольства у горожан. Фракции крупные, повреждают автомобили. Тогда дробильная техника работала в тестовом режиме, и в «ИЛАН-Норильск» только выясняли, как же лучше дробить. По нормативным документам максимальный размер частиц базальта не должен превышать десять миллиметров. Для изготовления крошки создали дробильно-сортировочный комплекс. Изначально заготавливают скальный грунт на переделе «Медвежий ручей».
«Оттуда на самосвалах скальный грунт доставляют на участок дробления. После чего погрузчик ссыпает «скалу» в приемный бункер дробильно-сортировочного комплекса, где она и перемалывается. Комплекс рассеивает на те фракции, которые требуются. Регулирование фракций происходит за счет установки необходимых сит. В частности, для приготовления противогололедного материала, которым мы пользуемся, требуется сито 3–8 миллиметров, получается фракция 3–8 миллиметров в соответствии с отраслевыми дорожными нормами», – рассказал генеральный директор ООО «ИЛАН-Норильск» Павел Цуканов.
Производительность дробильно-сортировочного комплекса – 150 тонн в сутки. Заготавливают базальтовую крошку летом – от трех до пяти тысяч тонн. Если этого не сделать, то с наступлением холодов дороги нечем будет посыпать. Погодные условия не позволяют увеличить производительность, даже наоборот. Наибольший расход материала идет в первые месяцы зимы.
«Как показала практика, применение отсева дробления базальта менее эффективна в сравнении с гранулированным металлургическим шлаком. Водители стали чаще жаловаться. По наблюдениям установлено, что при торможении базальтовая крошка скатывается, из-за небольшого веса ее легко сдувает ветром. Чаще приходится посыпать дороги», – говорит главный специалист отдела содержания автодорог и безопасности дорожного движения «Норильскавтодора» Андрей Шрайнер.
По словам Андрея Шрайнера, работа по поиску другого материала для посыпки дорог ведется. Специалисты надеются, что выход найдут. Когда именно – пока неизвестно. А пока придется довольствоваться базальтовым отсевом.
За работой подрядчика «Норильскавтодор» следит регулярно. Если где-то недосыпано или плохо почищено – «ИЛАН-Норильск» получает предписание. За отведенное время замечания не устранили – штраф. По поводу качества содержания улиц и дорог свои претензии могут высказывать и норильчане. На справке-автомат 400-700 есть номера телефонов диспетчерских служб подрядчика и управления городского хозяйства.