#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В Мурманском морском порту прошла торжественная церемония передачи судна в состав Российского флота. Акт приемки-передачи подписали генеральные директора «Атомфлота» Мустафа Кашка и «Балтийского завода» Алексей Кадилов, церемонию посетил председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин.
«Мы гордимся тем, что Россия единственной в мире смогла создать атомный ледокольный флот, и сейчас в его состав мы принимаем еще один универсальный атомный ледокол «Арктика», – сказал Михаил Мишустин. – Развитие парка ледоколов позволит в полной мере раскрыть транспортный потенциал Северного морского пути, усилит интерес международного бизнеса к транзитному коридору между Европой и Азией и, конечно, обеспечит первенство России в Арктике, стратегически важном для нас регионе», – добавил глава правительства.
Михаил Мишустин отметил отличия и преимущества нового ледокола: инновационное оборудование и мощный двигатель, который позволяет использовать его в наиболее сложной ледовой обстановке. «Строительство этого судна потребовало больших усилий и слаженной работы, тем более что первый этап совпал с введением антироссийских санкций. Но несмотря на это, ледокол построен и, что очень важно, на российских верфях», – сказал премьер-министр. И поблагодарил всех, причастных к созданию нового уникального судна, – инженеров, конструкторов, рабочих.
Ледоколы проекта 22220 – самые большие и мощные среди ледокольного флота мира. Длина «Арктики» – 173,3 метра, ширина – 34 метра, водоизмещение – 33,5 тысячи тонн. Он способен справиться со льдами толщиной до трех метров и может быть использован не только в Северном Ледовитом океане, но и в устьях заполярных рек.
Разработка этой серии ледоколов велась в 2000-х годах. Строительство головного ледокола серии началось на Балтийском заводе в 2012 году, 5 ноября 2013 года «Арктика» была заложена, в 2016-м спущена на воду. Год назад была на минимальной мощности запущена управляемая цепная ядерная реакция на реакторных установках судна, однако впоследствии потребовались доработки.
22 сентября 2020 года «Арктика» отправилась на ледовые испытания. 3 октября в рамках испытаний судно достигло Северного полюса, благополучно преодолев трехметровые льды.
Следующие ледоколы проекта 22220 – «Сибирь», заложенная в 2015 году, и «Урал», заложенный в 2016-м, спущены на воду и запланированы для сдачи заказчику в конце 2021 и 2022 годов соответственно.
Как сообщил на церемонии приемки «Арктики» глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, последний ледокол проекта 22220 – универсальный атомный ледокол «Чукотка» – должен быть заложен в ближайшее время и уже идут работы над строительством самого мощного атомного ледокола «Лидер».
Во время рабочей поездки в Мурманск Михаил Мишустин провел совещание о развитии Северного морского пути (СМП), где обсуждались вопросы развития инфраструктуры Арктической зоны РФ и СМП, грузовой базы и обеспечения ледокольной проводки грузов.