#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Телеканал «Северный город» совместно с Агентством развития Норильска запустил новый проект «Легенды города». Первый цикл включает в себя 11 пятиминутных серий. О ком они? О наших замечательных земляках разных лет. Тех, кто прославил Норильск далеко за его пределами. Рассказывают об этих удивительных героях сами норильчане. Людям – о людях. Первый выпуск посвящен режиссеру с мировым именем Юрию Ледину, долгие годы работавшему на Норильском телевидении.
«Есть люди, про которых знают все и не знает никто. Вот подойди на улице к любому человеку, спроси: «Юрий Янович Ледин – что вы о нем знаете?» Боюсь, что мало кто ответит на этот вопрос. Но спроси: «А про медведицу Айку знаете?» – «Да, – ответит большинство. – Здесь по улицам ходила медведица. Это было так здорово! И у нее был какой-то необычный хозяин». И вот эту историю расскажет каждый. И эта история будет неправдой. Кроме того, что по улицам Норильска на самом деле ходила медведица. Потому что не было никакого хозяина. Была история невероятно глубокого отношения человека к месту, где он живет, к природе…»
Так начинает свой рассказ главный редактор телеканала «Северный город» Максим Трофимов о человеке, фильмы которого были удостоены множества наград на всесоюзных и международных кинофестивалях.
Картины Юрия Ледина покупали десятки государств. В буквальном смысле не глядя – без предварительного просмотра. А ведь у него даже не было специального образования. Ледин – режиссер-самоучка.
«Про Ледина можно много говорить, перечисляя какие-то там награды или страны, где видели его фильмы… – продолжает Максим Трофимов. – Или просто то, что он был членом Русского географического общества, почетным членом, если не ошибаюсь, Американского географического общества. Он признанный путешественник, исследователь, побывавший не в одной экспедиции. В одиночку, с семьей… Ледин – какой-то совершенно киплинговский персонаж, гармонично чувствовавший себя в сложнейших природных условиях. Который, как в известной сказке, мог сказать этой природе: «Мы с тобой одной крови». И оказаться с ней в гармонии».
«Северный город» переносит зрителей в 70-е годы прошлого века, демонстрируя зрителям документальные кадры двух играющих детенышей – человеческого и медвежьего. Дочка режиссера Ледина и Айка. Вот они играют вместе. Вот, усталые, спят, обнявшись…
«Сегодня мы бы посчитали это, наверное, преступлением – в нашем сегодняшнем рациональном мире. В мире, в котором жил Ледин, это была невероятная магия доверия природе», – продолжает рассказчик.
Удивительно, но факт: на архипелаге Земля Франца-Иосифа, где тогда жил режиссер со своей семьей, однажды проходила медведица с двумя медвежатами. Почуяв запах рыбы, припасенной для Айки, заглянула в гости. Важный момент для Юрия Ледина. Он понимает, что детенышу потом нужна будет не человеческая, а настоящая семья. Это – залог выживаемости медвежонка. Он пытается вернуть зверя в природу. Не получается. Айка бежит отгонять чужую медвежью семью, чтобы защитить свою – человеческую. Папу, маму и сестренку.
«Кто-то скажет: «Ну конечно, тогда было легко снимать такое кино, это был СССР, все подходили к мишке на улице. И люди были другие. И время было другое». Нет, время все-таки создают такие, как тот же самый Ледин, вокруг которого и происходила эта магия»
Уверен Максим Трофимов.
Кинодокументалист всю свою жизнь доказывал: животные тоже чувствуют, и мир животных гораздо разумнее человеческого общества. Взять хотя бы его фильм про только что родившегося олененка, который чуть не погиб зимой. Невероятная история выживания, которое в экстремальных условиях возможно только благодаря материнскому чувству любви, заботе, иногда даже самоотверженности.
«Нашел два интересных приказа по норильской студии телевидения и радиовещания за семидесятые годы: «Съемки телевизионного цветного фильма «Олененок» – кинорассказы о судьбе родившегося олененка – носили сложный постановочный характер. Фильм получил высокую оценку заказчика – Студии зарубежного обмена. Установить, учитывая вышеизложенное, коэффициент расхода пленки по фильму «Олененок» на 25% выше предусмотренного существующим положением», – зачитывает архивные документы Максим Трофимов. – Признан гением, хорошо – отпустить ему немножко больше пленки. Никогда творить не было легко… Но вот после таких людей остаются такие фильмы».